Житие иеромонаха Варсонофия (Бессонова)

Житие Варсонофия-01

Иеромонах Варсонофий (Бессонов)

11  апреля 1893г. – 16 (29н.с.) октября 1937г.

Иеромонах Варсонофий (Бессонов Константин Иванович) родился 11 (24) апреля 1893 года в городе Серпухове.  Его отец – Иван Бессонов (1862 года рождения) работал кузнецом на текстильной фабрике, принадлежащей Николаю Николаевичу Коншину, которая располагалась в городе Серпухове (в 1882-1907 годах), а затем конторщиком (в 1908 – 1913 годах), и почил в 1913 году, а мать Наталия Ивановна Бессонова (1868 года рождения) не работала, была домохозяйкой, и ко времени первого ареста отца Варсонофия в 1928 году была еще жива. В семье еще были дети, которые также проживали в Серпухове вместе с родителями: сестра Елизавета Ивановна (1902 года рождения) работала на текстильной фабрике телефонисткой, и брат Иван Иванович (1904 года рождения) работал торговцем 1-ого разряда.

Отец Варсонофий окончил в Серпухове 6-классную городскую школу, до начала первой мировой войны работал мальчиком по торговле, затем – конторщиком на текстильной фабрике Коншина вместе с отцом. В 1914 году он был призван в армию, но по болезни был освобожден.

Жизнь отца Варсонофия с 1913 года была неотделимо связана с Православной церковью и служением в монастырях – в его анкетах арестованного НКВД указано, что он был послушником Троице-Сергиевской Лавры и послушником Вознесенской Давидовой пустыни, с 1926 года по 1928 год служил дьяконом в церкви Распятия Господня города Серпухова – в период 1925-1926 годов, до своего первого ареста он был рукоположен в иеродиакона. В период между первым и вторым арестом НКВД, когда отец Варснофий проживал в селе Ченцово Заокского района Тульской области, 4 октября 1931 года он был рукоположен в иеромонаха епископом Каширским Иннокентием (Клодецким). После истечения второго срока заключения в 1936-1937 годах служил в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Твердилково Переславского района Ярославской области.

 Первый арест отца Варсонофия органами НКВД произошел 13 августа 1928 года – с этого дня началась череда из девяти лет непрерывных гонений за имя Христово, завершившихся казнью 29 октября 1937 года. На следующий день, 14 августа 1928 года состоялся первый допрос, во время которого его спрашивали об участии в антисоветской деятельности в рамках религиозной организации. К этому времени в заключении уже оказалось много священнослужителей и оставшиеся на свободе оказывали им посильную помощь. Советская власть жестко наказывала за эти действия – отца Варсонофия обвинили в том, что он помогал ссыльным священникам. Отец Варсонофий указал, что лишь однажды участвовал в оказании помощи ссыльному — епископу Алексию (Готовцеву).

Обвинение иеромонаха Варсонофия в значительной степени основывалось на том, что он во второй половине 1920-х годов много ездил по стране. Из допросов видно, что он бывал в Киеве, Полтаве, Курске, Воронеже, Муроме, Арзамасе, Сарове. Следователи считали, что его целью было создание антисоветских религиозных организаций: его обвиняли в том, что он на местах проводил опросы людей о «наличии церковных группировок». Отец Варсонофий не признал этого обвинения.

Следствие по делу иеромонаха Варсонофия было закончено за десять дней к 23 августа 1928 года. Обвинительное заключение гласило: «Бессонов К.И. систематически произносит в церкви антисоветские проповеди, распространяет антисоветские воззвания церковников, и оказывает материальную помощь ссыльным церковникам».

Вместе с другими священнослужителями («А.А. Кремышенским, М. Доброхотовым, С. Кушиным») отец Варсонофий был оставлен под стражей в Бутырской тюрьме. Им было предъявлено обвинение по ст.58/10 УК:

  1. Подданство Романовым, моление об убиенных Романовых
  2. Антисоветская агитация
  3. Оказание помощи ссыльным
  4. Распространение Соловецкой Декларации (Послание Соловецких Архиереев)
  5. Посылка связника в другие регионы России

Дело было передано Тройке Особого Совещания и 8 октября 1928 года было принято постановление: «А.А. Кремышенский, К.И. Бессонов – обоих заключить в концлагерь на 3 года» (заменено на ссылку в Соловецкий лагерь).

 Житие Варсонофия-03Отец Варсонофий отправился в ссылку в Соловецкий лагерь особого назначения («СЛОН»). О его жизни в лагере известно не много. Во-первых, известно, что ему оказывалась помощь – в 1932 году, во время следствия после второго его ареста, жительница города Серпухова рассказала, что верующие узнали от его родного брата Ивана адрес лагеря, в котором находился отец Варсонофий, и посылали ему посылки. Во-вторых, известно, что находясь в Соловецком лагере, отец Варсонофий познакомился с епископом Аркадием (Остальским).

Епископ Аркадий прибыл в Соловецкий лагерь также в 1928 году – игумен Дамаскин (Орловский) приводит материалы о нем: «В лагере епископа помещали то в барак, где большей частью были уголовники, то туда, где было заключено лишь духовенство, но и на преступников, и на служителей Христовых владыка оказывал благотворное влияние». В октябре 1930 года владыку перевели во 2-ю роту поселка Савватиево, где он получил место сторожа. Старший надзиратель писал о нем в это время: «Поведение хорошее, работу выполняет, так как находится в лагере … среди служителей культа имеет большое влияние, религиозного убеждения»

Священники Варсонофий (Бессонов), Василий (Ильин), Александр (Вознесенский) жили в одном бараке, к ним часто приходил на духовные беседы епископ Аркадий. Известен факт, что 30 января 1931 года отец Варсонофий спросил у епископа Аркадия: «Как вы благословите жить нас в дальнейшем?» и тот ответил: «Пока живите, терпите, осталось терпеть недолго».

24 февраля 1931 года к коменданту Соловецкого лагеря особого назначения поступило заявление — донос заключённого, бывшего начальника милиции. Доносчик, снедаемый завистью к «роскошному житью попов, постоянно получающих посылки с воли» и решивший выслужиться перед начальством, сообщал о ежевечерних «сборищах попов» в бараке после работы, якобы, для чаепитий. На самом деле, по его версии, чаепития — это «прикрытие нелегальных собраний антисоветской организации», на которых «группа заключённых священников: В.С. Ильина, К.И. Бессонова, А.В. Вознесенского, Ф.Ф. Побединского, возглавляемая епископом А.И. Остальским, проводили под видом религиозных бесед агитацию, направленную на дискредитацию Советской власти». Было заведено следственное дело, 13-14 августа 1931 года выездная сессия Коллегии ОГПУ осудила по делу 15 человек, дела остальных арестованных были прекращены за недоказанностью обвинения. Епископу Аркадию добавили ещё пять лет концлагеря, шести священникам — по два года, остальным — по 36 месяцев штрафного изолятора. Отец Варсонофий избежал наказания по этому делу.

Отец Варсонофий освободился из заключения в 1931 году и вновь был арестован в апреле 1932 года. Как он сам говорил на допросе во время второго ареста НКВД — он жил с 1 июня 1931 года некоторое время в Арзамасе, где должен был получить документы, но не дождался и самовольно уехал из Арзамаса и поселился с 15 октября 1931 года в Тульской области, в селе Ченцово Заокского района. Именно там он и был арестован в апреле 1932 года. Во время ареста отца Варсонофия был произведен обыск, в ходе которого у него нашли две рукописные и одну машинописную тетрадь.

В то время селения Заокского района входили в епархиальное управление епископа Каширского Иннокентия (Клодецкого), викария Московской епархии, который был в последствии расстрелян в заключении в 1938 году. В этот период между первой ссылкой и вторым арестом отец Варсонофий был рукоположен в иеромонахи – как он сам говорил, это было сделано 4 октября 1931 году епископом Иннокентием.

Во время первого допроса 7 мая 1932 года отец Варсонофий рассказал, что, проживая в Ченцово, часто ездил в соседнее село Байдики, где служил иеромонах Афанасий (Глухов), которого он хорошо знал, так как «мы были с ним в одном монастыре Давидова пустынь» и Афанасий бы «такой же ориентации, как и я» — говорил отец Варсонофий.

Во время второго допроса, который состоялся 8 мая 1932 года отец Варсонофий говорил следующее: «Не желая лицемерить и играть двойную роль – я старался идти прямой дорогой: совершенно открыто я хранил синодик, в котором записаны за упокой русские цари, в частности Николай II со всем его семейством как убиенные».

Как человек общительный отец Варсонофий не находился постоянно в своем селении, он часто приезжал в Москву — в ходе допроса он назвал фамилии и адреса своих московских знакомых, у которых он останавливался. Среди упоминаемых людей фигурирует и имя игуменьи Алексии – основательницы в 1904 году Спасо-Казанской женской общины.

Наконец, во время третьего допроса, который произошел 19 мая 1932 года иеромонах Варсонофий сказал следующее: «Признаю себя виновным в антисоветской агитации и в хранении контрреволюционных тетрадок, а также в самовольном оставлении места ссылки».

Следствие было закончено к июню 1932 года, постановление по делу иеромонаха Варсонофия – вместе с другими 24 подследственными был обвинен по ст.58/10 УК с наказанием: «заключить в трудовой лагерь сроком на три года, считая срок с 21.04.1933 года». Отец Варсонофий был отправлен в Карелию, на строительство Беломорканала, в город Медвежьегорск (станция Медвежья гора).

В начале 1936 года иеромонах Варсонофий освободился и поселился недалеко от Переславля-Залесского – вначале в селе Филимоново, а затем в соседнем селе Твердилково, где проживал в течение 1936-1937 годов, и служил в церкви Рождества Пресвятой Богородицы и Троицы Живоначальной.  Из дела НКВД не ясно, почему он выбрал это место жительства.

В настоящее время в селе Твердилково постоянно живет не значительное количество человек, однако до Великой отечественной войны, когда иеромонах Варсонофий проживал там, это было большое село — более 50 дворов.

Житие Варсонофия-04Отец Варсонофий был арестован третий раз 20 июля 1937 года. Во время его ареста в квартире сельского дома, где он проживал, был произведен обыск – были найдены «церковные вещи (в количестве 12 шт.) и «церковно-монархические книги» (4 шт.), а также тетрадь духовных стихов и гимнов, и паспорт № 527291, выданный 23 июня 1937 года в Переславле».

1 августа 1937 года. отцу Варсонофию следственными органами были предъявлены следующие обвинения:

  • «среди колхозников вел систематически антисоветскую агитацию»
  • «вербовал в антисоветскую церковно-монархическую организацию»
  • «распространял антисоветскую клевету на советскую власть»

Из материалов дела видно, что первый допрос отца Варсонофия состоялся лишь в октябре 1937 года, а до этого времени следователи проводили допросы многочисленных «свидетелей». В основном все свидетели обвинения – жители села Твердилково, в церкви которого служил отец Варсонофий, и жители соседних сел Елизарово и Филипповское.

«Свидетели» по делу утверждали, что отец Варсонофий вел «антисоветскую церковно-монархическую работу»:

  • привлекал людей к «староцерковной монархической жизни», священников-обновленцев называл «еретиками». Цитировали отца Варсонофия – «тех, кого крестили обновленцы, надо вновь крестить» (таких людей он не допускал к причастию)
  • Во время церковных служб поминал Священномученика Петра (Полянского), митрополита Крутицкого
  • «Во время великих праздников отец Варсонофий не разрешал священникам-обновленцам служить в его церкви»
  • «Иеромонах являлся ярым «антисоветским тихоновцем» — упорно и настойчиво поддерживал идею патриарха Тихона и работал среди священников обновленческого толка, чтобы они примкнули к «антисоветскому церковно-монархическому блоку»
  • «Поп в Твердилково отец Варсонофий систематически проводил среди населения «антисоветскую агитацию» — призывал не соблюдать законы советской власти, феврале 1937 года после совершения религиозных обрядов обратился к верующим о необходимости проведения обряда венчания, так как считал советский брак – это гражданский брак и являлся с точки зрения иеромонаха «развратом», и ему удалось уговорить несколько пар повенчаться в церкви Твердилково»
  • «Отец Варсонофий в своих службах поминал ссыльное духовенство»
  • Председатель местного колхоза обвинял отца Варсонофия в том, что кроме антисоветской агитации» и «не соблюдения законов советской власти», он «во время разгара весеннего сева организовал население на ремонт церкви» — весенней пасхальной уборки храма

Следственные органы проводили очные ставки между отцом Варсонофием и вышеуказанными «свидетелями». Описание данных встреч свидетельствует, что иеромонах Варсонофий уже понимал, что ему не удастся избежать осуждения и возможно – смерти. Во время очных ставок он вел себя чрезвычайно спокойно, уверенно и достойно.

Во время очной ставки 20 августа 1937 года со священником, уклонившимся в обновленческий раскол, отец Варсонофий говорил, что он активно выступал против обновленцев: «восставал и буду восставать» против них.  В деле есть два письма, которые он посылал этому священнику, о прекращении его действий в приходе Твердилково.

Отец Варсонофий называл себя в одном из этих писем: «Православно Старо Канонический Иеромонах».

И далее он писал: «Я готов еще не только страдать или глядеть смерти в глаза, но желал бы, чтобы меня судьи на земле послали к судье Небесному».

То есть отец Варсонофий был готов открыто отстаивать свои убеждения против обновленческого раскола, терзающего Церковь, и был готов к смерти во Христе.

Житие Варсонофия-09Отец Варсонофий рассказал следствию, что он общался со многими духовными лицами, как в самом Переславле, так и в других селениях Переславского района: с иноком Николаем (Алякринским) проживающим в селе Лучинское, священником отцом Николаем (Загорским) из села Елизарово, с монашками Анной и Сенараидой живущим в селе Нестерово, с духовными чадами архимандрита Маврикия (Полетаева) – Матреной Мельниковой из села Внуково и Марией из села Веськово, с благочинным отцом Переславля-Залесского протоиереем Леонидом (Гиляревским), настоятелем храма Святых Сорока Севастийских Мучеников.

Отец Варсонофий не боялся общаться и теми, кого советская власть называла «контрреволюционное духовенство», например, он был в переписке с иеромонахом Серпуховского Высоцкого монастыря Серапионом (Кушиным), с которым он проходил по первому делу. Отец Серапион в этот период находился в ссылке в городе Тотьма Северного Края. В апреле 1937 года отец Варсонофий отправил ему в лагерь посылку, отец Серапион должен был вскоре освободиться и планировал приехать жить в Твердилково.

Во время допроса отец Варсонофий рассказал, что он совершил пострижение Анны Алексеевны Клишиной в монашество в июне 1936 года и в начале 1937 года совершил несколько венчаний молодых пар, которые находились в течение 3-5 лет в гражданском (советском) браке. Он утверждал, что «гражданские браки, организованные советской властью без венчания, являются незаконными и блудом». Отец Варсонофий также подтвердил, что во время служб просил всех молиться за высланных духовных лиц, в частности, за иеромонаха Серапиона (Кушина), архимандрита Маврикия. И наконец, он сказал, что ожидал ареста, но не «ввиду его антисоветской работы», а «ввиду идеального церковного служения». Все это вменилось отцу Варсонофию как признание за собой вины.

Следствие по делу отца Варсонофия проводилось в Переславле и было закончено 9 октября 1937 года, обвинительное заключение — «в течение 1936-1937 годов вел антисоветскую агитацию, распространял антисоветскую литературу, поддерживал связи со ссыльными священниками и молился за них, …».

13 октября 1937 года было принято Постановление прокурора Переславского района – передать дело в Следственную Коллегию Облсуда. 27 октября 1937 года состоялось судебное заседание тройки НКВД Ярославской области, на котором был принят приговор – расстрел. 29 октября 1937 года приговор был приведен в исполнение в Ярославле. Иеромонах Варсонофий был казнен вместе со священномучеником Евгением (Елховским) и с другими репрессированными пресвитерами Переславля, место погребения отца Варсонофия неизвестно.

«Праведник умирает, и никто не принимает этого к сердцу; и мужи благочестивые восхищаются от земли, и никто не помыслит, что праведник восхищается от зла» — так сказано у пророка Исаии.

Отец Варсонофий был изгнан из закрытых большевиками монастырских обителей и за свое неотступное служение Господу почти десятилетие претерпел в заключениях и гонениях – он был вместе с достойными пастырями Церкви несправедливо поругаем окружающим его безбожным миром за имя Христово. То, что он пережил в селе Твердилково, можно назвать «Восхождением в Горний Иерусалим»: люди, о которых он принял пастырское попечение во спасение их, которые принимали из его рук Святые Дары Причастия, слушавшие от него слово Благовестия – эти люди в страхе предали его нечестивым судьям, осудившим его на смерть.

Но о всех этих людях и палачах, отравленных идеей социальной революции, нужно молиться без осуждения, с сожалением – они исполнили печальную для них роль, чтобы в горниле страстей человеческих получила очищение душа отца Варсонофия в его последовании Иисусу Христу – он понес бремя предательства многих людей, которые боялись за свою жизнь и судьбу своих родных в те непростые для всего российского народа годы, он не отверг своего Креста, который обязался нести, принимая монашеский обет, он открыто исповедал себя подсудным только Судии Небесному.

И молитва о прощении этих людей должна быть молитвой покаяния за слабости человеческие, которые каждый человек, как и отцы его, может в гордости повторить, если не будет укреплен Святым Духом Божием – по Евангельскому слову самопревозношением дополняется бремя сущих людей грехами своих предшественников (Евангелие от Матфея Глава 23, стихи 29-32).

И молитва эта должна быть молитвой благодарности, потому что через подвиг во Христе иеромонаха Варсонофия освятилась земля села Твердилково, на которой возродился храм, в котором он служил.

Житие Варсонофия-12После ареста отца Варсонофия жители села разобрали иконы по домам и храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы был закрыт. В последующие годы местными властями в нем было устроено государственное зернохранилище, что спасло его от крайних форм атеистического кощунства и вандализма того времени в отношении православных церквей. Но со временем была разрушена кирпичная церковная ограда погоста и сняты металлические кованные ворота ограды и двери храма.

К 2012 году, когда по благословению настоятеля Никитского монастыря Переславля-Залесского архимандрита Димитрия (Храмцова) началось восстановление храма, кровля была частично разрушена до видимых просветов, окна и двери отсутствовали. Не смотря на аварийное состояние церкви, по Великим праздникам иеромонахи Никитского монастыря приезжали в село и служили молебны.

21 сентября 2013 года на престольный праздник в честь Рождества Пресвятой Богородицы состоялась первая праздничная литургия в теплом приделе в честь Живоначальной Троицы. С этого момента началась новая летопись – положена основа возрождения молитвы к Господу на земле села Твердилково в храме Рождества Пресвятой Богородицы, собирается приходская община и общими трудами продолжается восстановление храма. Паству духовно окормляют иеромонахи Монастыря в честь Великомученика Никиты, продолжая дело отца Варсонофия и череды священников, служивших в селе несколько веков.

К 2017 году в летописи прихода обретены истории промыслительного и благодатного участия иеромонаха Варсонофия в трех судьбах прихожан храма Рождества Пресвятой Богородицы села Твердилково — об этом сделана публикация, приуроченная к восьмидесятилетию преставления Господу отца Варсонофия.

Отец Варсонофий в течении своей жизни аккуратно собирал в рукописной тетради христианские стихи, которые находили теплый отклик в его душе – на этих 48 страницах записаны также стихи его собственного сочинения, которое мы получили в наследие. Правильным будет закончить краткое изложение его жизни пророческими строками, которые отец Варсонофий написал в 1917 году, подвизаясь в Троице-Сергиевой Лавре.

К Тебе, о Боже, я взываю!
Ты не оставь нагим меня.
К тебе я руки простираю
И,  как  всегда, молю Тебя.

Ты научи меня, Владыко,
Как помолиться мне Тебе.
Ты видишь — облако велико
Закрыло мглою разум мне.

Ты разгони мглу искушений
И просвети мне путь к Тебе,
Ты падших мысли восприемли,
Пошли, Владыко, свет Твой мне.

Ты видишь — я изнемогаю,
Ты видишь, Боже, силы нет.
Куда идти уже не знаю,
Да просветит мне путь Твой свет!

И я узрю Тебя, Владыко,
Узрю, Создатель мой, Тебя,
Забуду странствие велико
И встрепенет душа моя.

Забуду горести, печали
И злострадания в пути,
Что все меня в пути встречали
И не давали  мне идти.

Забуду скорби и невзгоды,
И все труды подъяты мной,
Которые терпел все годы,
Идя, Владыко, за Тобой.

Еще далеко, о Спаситель,
Еще далеко мне идти.
Я не прошел, мой Искупитель,
К тебе еще и полверсты.

Ты рек, что иго мое благо
И бремя легкое мое.
Я верю, Боже мой, и знаю,
Что слово истинно Твое.

Мне, Боже, с помощью Твоею
Все будет легко на пути.
Еще оставшейся стезею
Я возмогу, Господь, идти.

Хотя слезами орошаю,
Мой путь к Тебе, Создатель, мой,
Но верю, Боже мой, и знаю,
Что я иду благой стезей.

Exif_JPEG_420

Со Святыми упокой, Господи, душу иеромонаха Варсонофия и святыми его молитвами прости наши прегрешения

В основу изложения положена рукопись «Вознесенская Давидова пустынь. 500 лет.», Москва, 2015, автор Бабич Ирина Леонидовна — Доктор исторических наук, Главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, irina@babich1.net

Глубокая молитвенная благодарность Ирине Леонидовне за предоставленные материалы

Источники — ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ Р-3698. Оп.2. Д.12354.; ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Ф.10035. Д. П – 51903; ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ф.10035. Д. П – 76589

Благодарим за помощь в атрибутировании фотографии отца Варсонофия заведующую архивного хранилища Государственного архива Ярославской области Нину Алексеевну Дьячкову