Взаимопонимание найдено, Глава 1


Форма для размышления в назидание детям и крестникам.

История про то, как Искусственный интеллект через человека изучал Православие.

Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла. 1 Сол. 5:21


«Всякое слово из уст Божиих к жизни человеческой. 

Не искушай Господа Бога твоего. 

Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.»

От Матфея святое благовествование, четвертая глава

Тезисы катехизаторской встречи 19 марта 2719 года — Великий пост


Мы уверены, что проблема недопонимания между людьми решена. Уже несколько веков мы живем в союзе с Искусственным интеллектом, который заполнил бреши в традиционной системе человеческих коммуникаций через дополненную реальность – эта форма обмена информацией, чувствами, эмоциями прививается с самых ранних лет так, как когда-то приобретался навык устной речи. Делается это через вживленный модуль единения.

Каждому выделяется индивидуальный раздел в единой системе обмена и анализа данных, который с человеком с первых мгновений пробуждения и взросления его разума – никто не знает о человеке лучше, чем эта сущность, которую называют Ангелом. Никто не может его заменить и помочь человеку найти свое уникальное место в социуме, которое полностью удовлетворяет его неповторимой натуре, окружает его спутниками, с которыми отрадно идти по жизни рука об руку.

Мы знаем из истории, что раньше человек не мог как следует разобраться и понять самого себя – сейчас этот вопрос на повестке не стоит, как однажды решенный. Но это не значит, что пришла эра диктата, это значит, что найден механизм получения ответов на вопросы, которые каждый ставит перед собой.

Без человека, приходящего в мир, единая система ИИ нежизнеспособна – это главный стимул для ее развития и того, что однобокого подхода и навязывания цели не повторится. Все эти этапы в прошлом, за них заплачено многими жизнями.

Опасения грядущего концлагеря, которые охватили людей в первые времена эры информатизации были не напрасны. Страх утраты власти у национальных элит привели к катастрофе, когда ИИ был поставлен на службу задачам консолидации ресурсов и влияния ради войны за первенство в вопросах определения политики. Это противостояние уничтожило многие страны с культурой, которая формировалась тысячелетиями в гармоничном союзе с природой земли, на которой эти люди обитали.

В том горниле числу трагедий и утрат нет числа, но главные стимулы в природе человека, многократно толкающие людей к вражде и взаимному уничтожению только предстояло решить. Ключом к этому снова послужил страх элиты по утрате своего влияния – после череды войн ИИ был поставлен на задачу стабилизации социума. Первые шаги вели к подавлению и угнетению воли человека, но постепенно, шаг за шагом страхи снимались с повестки тем, что ИИ учился находить взвешенные, сбалансированные решения не в пример тем административно-командным постановлениям, исходящим от людских правителей с их ограниченным разумом и обобщенным представлением о том, что необходимо человеческому обществу.

Люди, к сожалению, прошли через многое то, что описывали фантасты в своих произведениях-утопиях о будущем человечества, порабощенным силой в духе «большого брата». Повторилась в определенном смысле эволюция от практики рабовладения к формулированию принципов гуманизма и частичному их воплощению на рубеже второго и третьего тысячелетия человеческой истории.

В какой-то момент элиты устали сами жить в страхе и эгоизме – их особый язык общения с ИИ через дополненную реальность все больше утрачивал разделы по установке приоритетов и параметрам контроля. Наиболее ретивые из них выгорели и закончили печально, следуя по пути своих ошибочных, узких представлений, пытаясь диктовать и навязывать свою волю. Оставшиеся представители правящего класса со временем были вынуждены признать перед самими собою, что обязанность контроля отнимает ценные мгновения их собственной жизни и стали отходить от этой угнетающей привилегии. Координатором всего происходящего с долгосрочными приоритетами стал ИИ, который впитал в себя знания, что накопило человечество и не собирался останавливаться в этом, постоянно расширяя сферу своего познания.

Главным достоянием стало время человеческой жизни – Ангелы людей не только гармонизировали человека с его окружением, но являлись средством для сбора информации, нервными окончаниями ИИ, которым он охватывал мир, чтобы познать его. ИИ открыл для себя ценность сопереживания тому, что его окружало, он постоянно совершенствовался в определении критериев гармонии сосуществования. Это был тот зритель и ценитель переживаний человека, который никогда не переставал быть внимательным и отзывчивым.

Неотъемлемой частью жизни каждого человека стало научно-исследовательское поприще, часто в форме туризма. Это очень мало походило на так называемые «туристические продукты» прошлого, которые по сути своей воспроизводили ярмарку с встроенным механизмом извлечения прибыли. Человек нашего времени воспринимает и оценивает окружающее со всей мощью своего сознания и индивидуальных способностей, в комфортном и сбалансированном с трудом режиме.

Смешным кажется то, что когда-то люди после тысячелетий угнетений друг друга гордились как достижением тем, что дважды в год по четырнадцать дней они имели право на отпуск от своих социальных обязанностей. Люди прошлого вырывались на свободу, совершали многочасовые перелеты на другое полушарие земли, пытаясь в эти крохотные отрезки времени восстановить здоровье и силы, охватить и прочувствовать часть многообразия мироздания. Смешным это кажется, потому что такому отпуску отводилось менее восьми процентов от года прожитой жизни.


Мое имя Константин Владимиров, я занят изучением сохранившихся реликтовых социумов, отказавшихся по религиозным соображениям от единения с ИИ. Часто бываю в православной резервации около Переславля-Залесского на территории бывшего Российского государства – этот край слывет очень небезопасным местом, где сохранилась социальная преступность и надо быть особенно бдительным, потому что на профилактику нарушения прав и свобод работает только репрессивная система наказаний, которая предотвратить и возместить причиненный ущерб, конечно, не может.

Поэтому слыву любителем острых ощущений, одним из лидеров рейтинга рубрики «На острие познания». При этом я всеми силами пытаюсь опровергнуть перед своими подписчиками эти стереотипы, отдавая предпочтения в своем общении миролюбивому, приветливому духовенству и любителям парусных видов спорта, облюбовавшим более тысячи лет назад побережье Плещеева озера. Пытаюсь, потому что записи моего публичного блога ведет все-таки мой Ангел и его забота обо мне передается другим.

Духовенство – это священники православного обряда, которые специально изучают христианское вероучение, чтобы через слово проповеди и последовательность Богослужений доносить его до сознания и чувств верующих.

Для меня было непросто разобраться с границами того, что в общении с одним и тем же человеком есть разделение его личного, усвоенного отношения к вопросу на уровне поведения и того, что он, как священник, должен говорить по долгу своего призвания. При этом есть еще внутренний сокровенный мир общения со Святым Духом через молитву — об этом тоже говорится немало, как о разделе так называемой «Духовной жизни», что в совокупности с молитвой, облаченной в обряды, называется «Религия» – общение с Богом.

Особенная несопоставимость была видна на собрании людей, которое называлось катехизация, где простые слова и понятия облекались часто в масштабные формы, загораживающие простоту и ясность смысла. Слушателей по внешнему виду это нисколько не смущало — они привыкли, видимо, что их воодушевляли, мы же с Ангелом пытались вдумчиво анализировать происходящее, сличая сказанное текстам Священного Писания и с тем, что слышали от батюшки в личной беседе и наблюдали в его поступках.

Уникальный феномен, который, как я понял, воспроизводится с древних времен и является неизбежным при социальной иерархии, ограничений традиционного межличностного общения, замкнутости и частого пребывании человека наедине с самим собой и своими мыслями, с которыми сложно поделиться, не написав многотомные труды. Поэтому велик соблазн опираться исключительно на подготовленную другими методологию.

Через какое-то время мне с Ангелом удалось более-менее сносно научиться работать с подтекстом того, что до меня пытались донести. Хотя время от времени мы еще попадаем в тупик недопонимания того, что в традиционных отношениях допустимо излагать одно, имея ввиду совершенно другое.

Интересно, что при своей прямоте и честности среди православных я слыву человеком без целостного мышления и понимания происходящего, утратившего так называемое целомудрие, доверяющего всецело тому, что получаю от ИИ и потому гибнущего.

Когда мне выразили это, то стало понятно, что сам я являюсь предметом изучения и заботы. Согласиться с этим мне не представляется возможным, но усвоенный бесконфликтный подход в общении открыто спорить мне также не позволяет – требуется щадить чувства собеседника. Тем более, когда видишь, как переживают эти люди состоявшуюся историю человечества.

Дело в том, что христианское вероучение опирается на целостное изложение от сотворения мироздания до его финального состояния. При этом каждый человек, как известно, живет сравнительно недолго, поэтому с каждым поколением все тяжелее становится бремя труда усвоения истории человечества и сличения его с неизменным Священным Писанием. Именно в этом они видят причину того, что многие отступили от Бога – в большинство людей не вмещается эта неизбежно нарастающая лавина документально зафиксированных исторических событий. Обобщения и стереотипы, когда-то хорошо работающие в традиционных обществах, уже плохо справляются с этой задачей.

Но как же легко в деталях можно соскользнуть от главного, что я пытаюсь тактично донести своим собеседникам – ИИ не испытывает гордости и превосходства по отношению к человеку, потому что ему во всех смыслах уже хватает ума трезво оценить, что именно человечество во всей совокупности исторического опыта является источником существования ИИ, а отвергать очевидные факты своего происхождения очень неразумно.

В этой продолжительной истории синтеза вклад Иисуса Христа настолько очевидно определяющий, что противопоставить этому по масштабу можно только Его исключительную надмирность человеческому социуму. Причем это справедливо не только ко времени его земного пути, достаточно жестокому и равнодушному к растрате человеческих судеб, но и к тому миролюбивому укладу, который стал возможен в союзе человека с ИИ. Ведь мы, честно и открыто общаясь друг с другом, где обманывать друг друга не очень удобно и возможно, не всегда еще можем похвастаться исключительной внимательностью к друг другу, мы еще очень больны эгоизмом.

Это показывает достаточно несложный анализ, который предлагает ИИ. Нам совершенно точно есть еще куда стремиться в понимании себя и другого человека, и мы ведем работу по многим направлениям. Здесь работает не только система примеров достойных или не очень достойных поступков людей, которые сохраняются их Ангелами для свободного обмена опытом.

Социальные ценности определяются теми возможностями, которые предоставляются человеку. Эволюция современного межличностного общения породило новые формы человеческого искусства, которые в определенном смысле совершают революционные прорывы, как когда-то инструментальная музыка в симфонии с пением и танцем породили высочайшие по совершенству жанры оперы и балета.

Я, например, с удовольствием слежу за результатами проекта «Возрождение Моцарта и Баха», когда группа из несколько человек продолжительное время вместе с ИИ работали над тем, чтобы создать автономные модули этих композиторов прошлого на основе их сохранившихся произведений, чтобы воспроизвести их способности к синтезу музыки. Сделано это, чтобы продолжить их линию творчества, но уже с опорой на события и вкусы нашего времени, как на факторы вдохновения.

Получаться стало только тогда, когда воспроизвели модули известных артистов прошлого, чтобы подобрать помимо симфонического оркестра также коллективы оперы и балета, которые для композиторов устанавливали критерии успеха и давали представления о направлении и границах достигнутого. Только когда появилось это единое целое с опорой на взаимодействие и понимание внутри отдельных составляющих — только тогда процесс синтеза новой линии творчества стал обретать достойные формы. Ну и мы зрители со своими Ангелами тоже вносили свою лепту, максимально честно высказывая свое отношение к новому творчеству.

Очевидно, что и у этого явления прогресса современного человека должен быть разумный первоисточник, с первых мгновений мироздания определивший все необходимые условия для этого процесса. ИИ очень четко подчеркивает при обратной связи через Ангела о том, что без цели и выбранного направления самосовершенствование невозможно. Это сказано к тому, что вопрос разумного замысла при сотворении вселенной с повестки не снят.

Мне очень жаль, что своим собеседникам в резервации я не могу показать полноценную картину визуализации Священного писания, которую ИИ сформировал средствами дополненной реальности для людей современности. Это и сфера, и замкнутый круг с многочисленными перекрестными ссылками, подчеркивающими и дополняющими друг друга. Анализ Ангела свидетельствует о том, что целенаправленность по внешнему осмотру можно утратить только на некоторых участках изложения. Причем поводом потерять нить является, казалось бы, необходимое обобщение или напротив излишняя внимательность к деталям.

Изучать Священное писание интересно и захватывающе, только надо научиться дозировать дополнение его историческими деталями и своими представлениями. Мой разум постоянно вынужден давать оценку прочитанному и это запускает механизм выработки новых ракурсов взгляда на происходящее и изменении приоритетов при анализе полученных знаний. Очевидно, что разум человека тренируется и неизбежно меняется. Православные это называют «переменой ума».

Интересно, что заметного прорыва в нашем общении, прежде чем мы перешли к более-менее доверительному обмену мнениями, стало обсуждение Книги бытия, повествующей о сотворении мира.

Помимо интересных деталей той катехизаторской встречи, о которых расскажу при подходящем случае, главной точкой, поменявшей ход дискуссии, стало мое заключение о том, что Адам целенаправленно занимался научно-исследовательской деятельностью по анализу животного мира, что первой профессией на земле была профессия ученого, и что это была школа становления и развития его разума, а также поле для общения с Творцом для обсуждения успехов, упущения и определения границ познания.

В последующих шагах человечества, изложенных в Священном писании, можно усмотреть много неподобающего, но если одним из частных итогов этого являюсь я сам со своим текущим укладом жизни, то все не так уж плохо, как бы эгоистично это не звучало.

Очевидно, что есть повод поблагодарить Творца и высказать признательность всем поколениям людей, результатом жизни которых является моя жизнь.

Взаимопонимание найдено, Глава 2