Летопись храма села Твердилково

Село Твердилково находится при реке Сухопаре и прудах. В писцовых книгах 1628-1629 годов оно записано за Семёном Коробьиным, а до него принадлежало князю Щетинину — в селе тогда были двор вотчинников и 3 двора крестьянских. В 1656 году у вдовы Фетиньи Коробьиной село купил князь Иван Петрович Барятинский (1615-1701г.), с 1636 года царский стольник, в 1649 году был воеводой в Крапивне, с 1656 по 1657 годы участвовал в походе против Риги. С 1661 года князь Барятинский стал окольничим, в этом же году в сане наместника Рязанского возглавлял посольство, заключившее мир со Швецией в Стокгольме. В 1663 году царь Алексей Михайлович, уезжая из Москвы, оставлял столицу на попечение Ивана Петровича. С 1663 по 1666 год князь Барятинский служил в различных приказах, с 1666 года пять лет был воеводой в Якутске, с 1677 по 1680 год – служил воеводой в Енисейске, с 1676 года получил высший для «служилых людей» чин боярина. В 1682 году подписался на постановление Собора об уничтожении местничества.

По переписным книгам 1678 года в Твердилково значится 25 дворов крестьянских и 16 бобыльских, всего же население составляло 133 «души мужского пола» и 4 двора «задворных людей». В 1690 году князь Барятинский пожертвовал село Переславскому Данилову монастырю, в котором и сам провёл последние годы своей жизни, приняв в 1697 году иночество с именем Ефрема. Князь Иван Петрович Барятинский пережил всех своих детей.

Переписная ведомость церковной утвари Переславль Залеской соборной церкви и прочих церквей и монастырей уезда от 1702 года содержит сведения:

«село Твердилково на враге и на пруде а в селе церковь во имя Рождества Пресвятые Богородицы деревянная рублена клетцы об одной главе на осмерике глава обита чешуею деревянною крест опаен белым немецким железом у той же церкви прирублены по обе стороны два предела об одных главах на осмериках главы обиты чешуею деревянною … старой прежней церкви двои царские двери … к трапезе приделана колокольня на ней верх шатер на нем крест железной тулея опаена белым немецким железом на колокольне два колокола небольших а весу в них не подписано у той же церкви двор поп Иван Федоров  него детей Федор Алексей двенатцати лет Иван осми лет у Федора сын Василей двух лет.» (РГАДА)

По ведомости о вотчинах Данилова монастыря за 1754 год, в селе Твердилково значатся 123 души мужского пола, монастырской земли 139 четвертей, сена 200 копен. С 1764 года Твердилково стало казённым селом.

Церковь в Твердилково существовала уже в начале XVII веке – это видно из писцовых книг, в которых отмечено: «В селе церковь Рождества Пресвятой Богородицы, древяна клецки с папертью, стоит пуста без пения, земли церковной поросло лесом 15 четвертей в поле». Церковь эта была выстроена князем Щетининым, запустелую церковь восстановил вотчинник села Семён Коробьин к 1644 году, она освящена также в честь Рождества Пресвятой Богородицы; с новопостроенной церкви в патриаршую казну положено дани 8 денег, десятильничьих гривна. Эта церковь просуществовала 134 года; в 1778 году прихожане построили новую деревянную в честь того же праздника.

В 1826 году вместо деревянной церкви возведен сохранившийся каменный храм с колокольней. Престолов в нём два: в холодном в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в тёплом приделе — во имя Святой Живоначальной Троицы. Утварью, ризницей, иконами и богослужебными книгами церковь была снабжена достаточно. В числе святых икон упоминалась древняя икона Владимирской Божией Матери с надписью: «Сей образ Пресвятыя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии построил Данилова монастыря архимандрит Варфоломей и поставил в церкви Рождества Пресвятыя Богородицы в сельце Твердилкове, как пожаловал то сельцо Твердилково вкладчик боярин князь Иван Петрович Барятинский в монастырь Живоначальной Троицы и Чудотворцу Даниилу лета 7198 (1690) месяца майя 2 дня. Писал многогрешный иконописец Степан Казаринов».

О духовенстве церкви села Твердилково сохранились неполные сведения. Известно, что в 1839 году священником церкви Рождества Пресвятой Богородицы Твердилково был отец Александр (Беляев Александр Иванович,1816 г.р.), сын священника. В 1836 году он окончил Владимирскую Духовную семинарию с аттестатом 2-го разряда. В 1853 году был награждён набедренником, в 1857 году – бронзовым наперсным крестом память войны 1853-1856 годов. В 1861 году перемещён к церкви погоста Благовещенского на Дубне. В 1863 году награждён скуфьёй. В 1872 году перемещён к Казанской церкви села Мыт Гороховецкого уезда Владимирской губернии старшим священником, в том же году награждён камилавкой. В 1876 году избран духовенством для присутствия в заседаниях общеепархиальных и местных съездов на 3 года. В 1879 году избран в члены благочиннического совета. В 1883 году перемещен в село Никульское (в наше время в Сергиево-Посадском районе Московской области, в то время село называлось Никольским и находилось в Александровском уезде Владимирской губернии). К 1884 году отец Александр овдовел, и в 1885 году вышел за штат. Его сын Николай был наставником в Пермской семинарии, другой сын Александр — инспектором народных училищ в Казанской губернии, младший сын Владимир — священником в Минской губернии.

С 1861 года к храму села Твердилково был переведен из погоста Благовещенского на Дубне Александровского уезда отец Арсений (Смирнов Арсений Кузьмич), в 1852 году окончивший Владимирскую семинарию. В Твердилково он служил до 1863 года, после чего был переведен к храму села Яковлево Покровского уезда (ныне в Орехово-Зуевском районе Московской области), а с 1869 года — в село Богатырёво Суздальского уезда. Отец Арсений скончался в 1893 году.

С 1863 года священником села Твердилково назначен отец Феодор (Солярский Федор Павлович), окончивший Владимирскую семинарию в 1838 году, с 1840 по 1863 год служивший священником погоста Покровского, что на реке Сеньге Покровского уезда. В 1881 году вышел за штат.

В 1873 году был образован Насакино-Лучинский с Твердилковским приход. Главным храмом числилась церковь иконы Божией Матери Неопалимая Купина села Насакина (разрушена в советское время), а церкви сел Лучинского и Твердилково были приписными. В 1876 году в приходе служил отец Феодор (Солярский) и псаломщик Иван Орлов.

В 1880-х годах приход храма села Твердилково снова стал самостоятельным. На содержание причт получал «процентов с причтового капитала (143 руб.) — 5 руб. 72 коп.; от служб и треб до 160 руб.; от земли до 160 руб., а всего около 326 руб. в год. Дом для священника был общественный, а у псаломщика собственный на церковной земле. «Земли при церкви: усадебной 2 десятины 500 кв. сажен, пахотной 30 десятин 783 кв. сажен, сенокосной 2 десятины 200 кв. сажен. Вся полевая и сенокосная священническая земля обрабатывалась крестьянами бесплатно, псаломщик же свою землю обрабатывал сам». Приход состоял из села Твердилково и деревни Сотыш, находившейся в двух верстах от церкви, в селениях по клировым ведомостям в конце XIX в. числилось «186 душ мужского пола и 221 женского, все православные».

В Твердилково с 1885 года существовала церковноприходская школа – учащихся в 1893 году в ней было 17 человек. В 1885 году в село Твердилково был назначен священником отец Евгений (Доброхотов Евгений Петрович), окончивший Владимирскую семинарию в 1883 году. В 1889 году он переведен в село Малые Дорки Вязниковского уезда.

В 1889 году священником в село Твердилково был назначен отец Петр (Розанов Петр Иванович), в 1895 году он переведен в село Будовское. С 1896 года священником в Твердилково был отец Николай (Поспехов Николай Алексеевич — в настоящий момент не установлено принес ли покаяние за обновленческий раскол).

С 1897 года священником в село Твердилково был назначен отец Иоанн (Соколов Иван Иванович), окончивший в 1894 году Владимирскую семинарию, но точная продолжительность его служения в селе Твердилково пока не установлена. Отец Иоанн был родственником Священномученика Евгения Переславского (митрофорный протоиерей Елховскиий Евгений Андреевич) через Александру Алексеевну Елховскую (в девичестве Альбицкую). В книге «Страницы истории России в летописи одного рода (Автобиографические записки четырех поколений русских священников 1814-1937 годы)», изданной Свято-Никольским женским монастырем Переславля-Залесского в издательстве «Отчий дом» в 2004 году, ее составителем монахиней Павлой (Соколовой-Ковальчук) приведены воспоминания семьи отца Евгения (Елховского): «отец Иоанн назывался всеми «дядя Буря» за порывистый и бурный нрав, был добрейшим человеком, великолепным рассказчиком и интересным собеседником». В книге и в семейных воспоминаниях племянницы Лидии Евгеньевны Елховской указано, что отец Иоанн был священником села Твердилково, затем служил в селе Фалелеево в храме с освященными приделами в честь Покрова Пресвятой Богородицы и святого Великомученика Димитрия Солунского. Закончил свое пастырское поприще отец Иоанн в селе Веськово в храме святого Великомученика Георгия Победоносца в октябре 1937 года. По уточненным сведениям отец Иоанн служил в Твердилково до 1915 года, то есть вместе с семьей он прожил в селе восемнадцать лет.

В 1898 году вместе с отцом Иоанном Соколовым служил псаломщик Иоанн Орлов.

Отец Иоанн после окончания семинарии был повенчан с Архангельской Людмилой Михайловной, дочерью протоиерея села Петровского Ростовского уезда Ярославской губернии. В семье отца Иоанна было 10 детей и отец Иоанн принимал большое участие в их воспитании, прививал у них желание служить Богу и людям. Он очень любил природу, ходил с детьми за грибами и на рыбалку, с детства приучал их к труду, воспитывал уважение к старшим. В доме царила спокойная, доброжелательная атмосфера. Восемь дочерей отца Иоанна впоследствии стали учителями, сын окончил Владимирскую Семинарию, но из-за трагических революционных событий 1917 года он не принял священного сана, а стал хирургом — профессор Иван Иванович Соколов, доктор медицинских наук, Заведующим кафедрой хирургии 2-го мединститута в Москве, 50 лет проработал в институте им. Склифосовского, где состоял Заведующим отделением травматологии.

В октябре 1937 года отец Иоанн был арестован органами НКВД и приговорен к 10 годам заключения в Исправительно-трудовых лагерях по ложному обвинению в участии в «контрреволюционной церковно-монархической организации». Отец Иоанн преставился Господу 28 августа 1942 года в КарЛАГе — когда началась война, заключенные голодали, ели в степи полынь, и отец Иоанн в числе многих, невинно осужденных, умер от истощения и дизентерии.

о. Александр (Никольский)

 Больше трех десятилетий в селе Твердилково с семьей, в которой было тринадцать детей, жил и служил отец Александр (Никольский Александр Григорьевич), 1875 года рождения — сначала псаломщиком, затем дьяконом, а затем, предположительно с 1915 года священником: после перевода из села отца Иоанна (Соколова). Все дети отца Александра и Марии Степановны родились в Твердилково с 1899 по 1922 год. В 1930-ые годы из-за репрессий советских властей семья была вынуждена покинуть родные места и Мария Степановна нашла упокоение в деревне Клязьма Пушкинского района, отец Александр нашел приют в 1937 году  у своей дочери Александры Александровны в селе Перцево. Позднее отец Александр вновь поехал к сыну Владимиру в деревню Клязьма и стал нести церковные послушания в Покровском храме поселка Черкизово — пел на клиросе, помогал в алтаре. После окончания Великой отечественной войны настоятель Покровского храма предложил ему оформиться штатным священником, и после службы отец Александр «от радости, что разрешили опять служить» скончался в 1946 году в возрасте семидесяти одного года — такое предание сохранилось в семье отца Александра,  которого похоронили на кладбище около Покровского храма.

Житие Варсонофия-01С 1936 года в храме начал служение иеромонах Варсонофий (Бессонов), приехавший в село после восьми лет заключений за «антисоветскую деятельность». С 1913 по 1928 годы отец Варсонофий был послушником в Троице-Сергиевой Лавре и Вознесенской Давидовой пустыни, с 1926 года по 1928 год служил дьяконом в церкви Распятия Господня города Серпухова – в период 1925-1926 годов, до своего первого ареста он был рукоположен в иеродиаконы. В период между первым и вторым арестом НКВД, когда отец Варсонофий проживал в селе Ченцово Заокского района Тульской области, 4 октября 1931 года он был рукоположен в иеромонахи епископом Каширским Иннокентием (Клодецким).

Храм был закрыт 20 июля 1937 года после ареста иеромонаха Варсонофия. Следствие обвинило отца Варсонофия в «антисоветской церковно-монархической деятельности» и на основании приговора «Тройки НКВД» он был расстрелян в Ярославле 29 октября 1937 года вместе с другими священниками из Переславля-Залесского.

Затем в храме было устроено государственное зернохранилище, что спасло его от крайних форм атеистического кощунства и вандализма того времени, которым подверглись другие православные церкви. Но со временем была разрушена кирпичная церковная ограда погоста, сняты металлические кованные ворота ограды и двери храма.

 

К 2012 году, когда по благословению Настоятеля Никитского монастыря Переславля архимандрита Димитрия (Храмцова) началось восстановление храма, кровля была частично разрушена до видимых просветов, окна и двери отсутствовали. Не смотря на аварийное состояние церкви, по Великим праздникам иеромонахи Никитского монастыря отец Гурий и отец Корнилий приезжали в село и служили молебны.

Сразу же после ремонта кровли и установки окон был устроен алтарь, и 21 сентября 2013 года на престольный праздник в честь Рождества Пресвятой Богородицы иеромонах Гурий отслужил первую праздничную литургию в теплом приделе Живоначальной Троицы. С этого момента началась новая летопись – положена основа возрождения молитвы к Господу на земле села Твердилково в храме Рождества Пресвятой Богородицы, собирается приходская община и общими трудами продолжается восстановление храма.

Слава Богу за все

Приснопоминемые рабы Божии храма Рождества Пресвятой Богородицы села Твердилково