Нило-Столобенская пустынь

Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимомПослание к Евреям святого апостола Павла, 11 глава.

Произошедшее в июне 2017 года семейное путешествие на озеро Селигер стало небольшим примером такого «Осуществления ожидаемого», поскольку рационально помыслить и решится на него по своей воле было невероятно, так как близкое и родное «Плещеево озеро» Переславля-Залесского дает очень много радости, от которой уезжать никуда не хочется. Но позвонили «друзья друзей» и сообщили о возможности пожить вместо их близких пять дней на турбазе около острова на Селигере, где находится Нило-Столобенская пустынь, и почти мгновенно пришла уверенность, которая себя более чем оправдала, поскольку с благословением духовного отца нашей семьи получилось полноценное паломничество по Святым местам Северо-Западной Руси.

По дороге к пункту назначения была первая остановка в древнем городе Торжок, который сохранил немалое количество православных храмов и монастырей, которые требуют нескольких дней внимания, но мы, устремленные к цели, смогли побывать только в двух местах: застать окончание воскресной литургии в Новоторжском Борисоглебском монастыре и побывать в близлежащем действующем деревянном храме Тихвинской иконы Божией Матери.

Так сложились наши дни пребывания на берегу Селигера, что присутствовали мы только на будничных монастырских службах, когда людей немного и все на виду друг у друга, что дало нам возможность познакомиться с насельниками обители — рассказать о себе, встретить почитателей Ярославских святынь, услышать личные свидетельства об этой замечательной обители, где мы провели пять дней — Нило-Столобенской пустыни.

Многое мы увидели, гуляя по монастырю, но самые теплые впечатления получили от одного из дней, когда погода позволила дойти на лодке от нашего берега до причала обители, побывать на литургии, а затем со святыми образами Преподобного Нила Столобенского, которые приобрели для двух дорогих нашему сердцу храмов, совершить небольшой крестных ход по водам вокруг монастырского острова в полном составе нашей домашней церкви.

Этот переход по водам был ценным событием семейного путешествия, поскольку он был самым прямым путем к обители, из-за того что берега Селигера, где мы находились, по форме своей состоят преимущественно из полуостровов, и поездки на автомобиле потому требовали достаточно заметного количества времени на дорогу. Но в один из дней по совету друзей мы решили после визита в монастырь заехать в близлежащее село Кравотынь, чтобы увидеть старинный Введенский храм, который тоже находится на берегу озера.

Службы из-за буднего дня в храме не было, и смогли побывать только внутри церковной ограды.

Обратный путь домой мы решили начать с заезда в город Осташков, чтобы получить представление об этом старинном уездном городке.

После въезда в городскую черту на автомобиле нужно терпеливо ждать, поскольку долгое время этот город не показывает своего сердца, демонстрируя советские постройки XX века, и только ближе к оконечности полуострова, на котором он расположен, можно увидеть храмы, купеческие кварталы с интересными строениями и здание речного вокзала.

В месте, где очевиден баланс человеческой среды обитания и окружающей природной красоты великого русского озера,  была цель нашего визита — Богородицкий житейный женский монастырь, и сущность свою он нам открыл через Святых покровителей нашей семьи: Святых Сорока Мучеников Севастийских. Увидев среди святых образов икону Сорокамучеников интересной манеры письма и композиции, попросили и получили от монахини Владимиры разрешение сфотографировать ее для своего духовного отца и услышали рассказ о традиции Тверской епархии совершать память Сорокамучеников 22 марта по новому стилю архиерейским Богослужением именно в Богородицком житейном женском монастыре. Архиерейскую службу совершает по традиции Высокопреосвященнейший Виктор, митрополит Тверской и Кашинский.

Вот так, за полутысячу километров от дома, были обнаружены близкие по духовной ценности традиции почитания Великомучеников Православной церкви, через которых наша семья обрела Веру.

Следующий пункт нашего путешествия в планах отсутствовал, но увидев открытые двери церкви, близко стоящей к дороге, по пути от Осташкова в город Торжок, решили остановиться и посетить ее. И совершенно не напрасно — не прошло минуты, как мы переступили порог храма Казанской иконы Божией Матери села Рашкино, и в храм вошел настоятель, отец Александр. После благословения, за короткий разговор при совместном переносе лестницы из теплого придела Святителя Николая в главный придел храма, мы коротко рассказали о себе, и после этого рассказывать и показывать начал уже отец Александр: о истории и традициях, о реставрации и восстановлении росписи главного придела храма, о том, что знаком с благочинным Никитского монастыря Переславля-Залесского иеромонахом Глебом, с которым жил в одной кельи на Афоне.

Как такую череду  событий можно рациональным рассуждением объяснить, как выразить ценность короткой напутственной молитвы, которой закончилась по внешнему осмотру случайная встреча с пастырем Божиим в Богородичном храме перед дальней дорогой домой?

Ответы очевидны — мы семьей по человеческому мыслили, предполагали и надеялись, а Господь, дивный во Своих угодниках,  отмерил радости «мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною» (Лк, 27 зач., 6, 37—45). Вот потому и славное получилось путешествие, которое смыслом наполнило время нашей жизни, принесло полезные плоды новых знаний и светлых чувств.

Слава Богу за все

Евгений, раб Божий