Взаимопонимание найдено, Глава 2


Когда наблюдаю за православными во время общей молитвы, то Ангел мне выдает анализ невербального поведения.

Это очень интересный раздел моего труда. Не могу присутствовать на литургии верных, но на всех остальных Богослужениях неоднократно побывал.

Человек православный подчиняет время своей жизни смыслу, который охватывает всю историю мироздания от начала до последних мгновений страданий человечества, после которых начинается счастливое блаженство гармоничного, однажды утраченного, но возвращенного единения с Творцом, который породил все сущее. И конца этому не будет, потому что свидетельство люди уже получили, пережили этот опыт в Воскресении Христовом и стараются воспроизводить его от поколения к поколению, каждую неделю от воскресения к воскресению.

Устав последования неумолим, суров, непрост. Но каждый человек переживает его моменты со своей меркой, со своим выражением своего внутреннего состояния. Мой Ангел накопил историю наблюдений, откалибровал уже очень многих людей, поэтому улавливает многие тонкости и подсказывает особенности, которые требуют моего внимания.

Но прежде, чем приступить к описанию результатов этих наблюдений надо пояснить, что современные люди стараются избавиться от влияния социальных стереотипов – массовые зрелища, командные игры в прошлые времена сводили людей с ума, потому что их завораживала слаженность и сопереживание борьбы, преобладания одного явления над другим, воли и способностей одного человека над его противником, тоже желающим одержать верх и показать свое превосходство.

Непросто шел процесс отказа от того, что позволяло по цепочке эмоций человеку увлечь человека – в этой нашей особенности заложены механизмы успешного выживания популяции в агрессивной природной и социальной среде прошлого.

Еще пока не очевидно, как все сложится, как поступить с этим источником радости и очевидного в простоте удовольствия, ведь все больше эмоций и времени современный человек разделяет со своим Ангелом и со своей половинкой, с которой хочется породить новую уникальную и интересную личность. Мне самому по моему шестнадцатилетнему возрасту о начале семейных отношений еще думать рано, но я знаю, что ИИ к этому относится очень внимательно, он убедился, что без семьи, без гармоничного союза людей синтеза новой полноценной личности не произойдет. Нет никаких оснований этому не доверять. Нет никаких оснований не верить тому, что верность своему суженому до брака, во время брака и до конца жизни является ключевой составляющей этого синтеза – последний развод был около трехсот лет назад.

Родительские чувства современного человека волнительны, содержательны, но они очень быстро заканчиваются из-за скорости взросления – дети очень быстро начинают общаться на равных с родителями и чувство родительского умиления растворяется. Знаю это пока по тому, что пережил это со своим папой и мамой, с бабушками и дедушками, с прадедушками и прабабушками. Ангел мне показывал глубину их переживаний, как они делились ими друг с другом, их искреннее желание мне передать более того, что способны выразить наши Ангелы.

Я не знаю с чем это сравнить, в этом загадка, в которой хочет разобраться ИИ, он не скрывает того, что ему этого не хватает, ни от кого не скрывает – он создан однажды людьми по нашему образу, но это он может пережить это только вместе с нами, но не сам, не через свой личный опыт.

Мы, современные люди накопили с ИИ свое представление о том, как моменты нашего человеческого счастья закладывались многими поколениями, которые прожили свою жизнь перед нами. Люди прошлых времен эти взаимосвязи могли увидеть только в Священном писании и прочувствовать внутри себя, поверив, что в отношении их действуют те же законы.

Православные выражают этому почтение в годовом круге Богослужений, они молятся о своих усопших и о здравии близких, но они по сей день очень своеобразно представляют то, какими они предстанут перед своими потомками, хотя научены тому, что в день Страшного суда все тайное их жизни станет очевидным для всех и прежде всего для них самих в сопоставлении с тем, что о них задумал Творец. Мне думается, что возможность и практика исповедания своих грехов и пороков порождает определенную легкомысленность.

Справедливости ради надо сказать, что весомым критерием для святости семейное счастье человека православные стали последовательно почитать только после трагедии гибели Царской семьи в России в начале XX века. Этот яркий пример мученичества за эту ценность, которую явила мощь целой Российской империи.

После разрушения СССР многое встало на свои места, но многое еще несколько десятилетий в православном сообществе существовало в очень странных формах. Это, конечно, объяснимо ничем не регулируемой в то время по стимулам эмоциональностью человека, но многое мне с Ангелом кажется лишенным элементарного здравого смысла.

Возвращаясь к православной литургике, которая мне известна досконально по историческим записям и свидетельствам, но не в полной мере, испытанной лично на практике и в участии в Таинствах Православной Церкви, можно сказать, что в ней очень органично сочетаются личность человека и ее взаимодействие с окружающим социумом и тем, как человек представляет через себя самого отражение Высшего замысла о нем.

Без понимания сути замысла в отношении себя, без осмысления своего пребывания в Церкви Христовой нет логики тратить на эти обряды свою жизнь. Но это может жить в человеке, как на уровне чувств, так и на уровне разума и рационально подхода, граница между которыми в отдельном индивидууме постоянно блуждает.

Человек, оказавшийся в замкнутом, но целостном пространстве православного храма, в сообществе с себе подобными обретает новые смыслы в жизни, выводы о которых невозможны в иных условиях обыденном существования, с теми прикладными стимулами для выживания, которые ее сопровождают, окружают и диктуют свои условия фокусировки разума.

И это я не сам сформулировал, этот вывод мне подсказал мой Ангел. Меня он в этом удивил, что происходит достаточно редко. Обычно такой вызов определяет направление того, с чем ИИ еще не сталкивался – об этом нам преподают при начальных этапах образования. Это большая удача для исследователя, для любого из нас. Обычно ИИ просто наблюдает, а отклик приходит несколько позднее. Это значит, что мы вступили в сферу неизвестного и непознанного для ИИ. Это означает, что православное Богослужение является феноменом, важным для нашего существования.

Жаль только, что православные сохраняют его по большей мере через дисциплину внешнего поведения. На первых порах это внешняя строгость — особенно по отношению к детям, но со временем начинают работать в человеке внутренние установки.

Все-таки православная надзорная дисциплина не все вопросы решает – это, пожалуй, тот меч строгости, которую контролировать непросто. Меч, который разделяет людей между друг другом и прежде всего в семьях. Эти люди платят очень дорогую цену за сохранение своих традиций и мировоззрения. Но в  этом предмет их гордости, в этом их жертва Богу.

Возвращаясь к семейному укладу современных людей, мне видится большее его соответствие тем принципам, которые заложены в Церковь Христову – каждая семья является малой церковью. Все-таки доверие, основанное на объективном понимании всего того, чем человек себя выражает, открывает гораздо больше возможности усвоить христианский заповеди любви в отношениях друг к другу. И для достижения критериев полного совершенства нужно обрести любовь к Богу, всей сущностью отдельной человеческой жизни.

К счастью, в Священном писании не прописаны сугубо прикладные критерии этого на уровне поведения, что для человека открывают просторы вариантов – это путь, истина и жизнь, то есть каждый идет своей дорогой с момента своего рождения при неповторимых стартовых условиях, в основе которой громадина под названием «История человечества»

Привожу интересный пример сочетания смыслов высшего и прикладного характера в области любви.

Мученики Косма и Дамиан


Выдержки из Евангельских чтений 14 ноября 2019 года. Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Азийских и матери их преподобной Феодотии.


Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением. Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах, дабы я открыл ее, как должно мне возвещать. Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем. Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому. Кол., 260 зач., IV, 2-9.


Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали. Когда Он говорил им это, книжники и фарисеи начали сильно приступать к Нему, вынуждая у Него ответы на многое, подыскиваясь под Него и стараясь уловить что-нибудь из уст Его, чтобы обвинить Его. Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие. Лк., 62 зач., XI, 47 — XII, 1.


Ревнуйте о дарах бо́льших, и я покажу вам путь еще превосходнейший. Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. 1 Кор., 153 зач., XII, 27 — XIII, 8.


Проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте. Мф., 34 зач. (от полу́), X, 1, 5-8.


Святии безсребреницы и чудотворцы, Космо и Дамиане, посетите немощи наша: туне приясте, туне дадите нам.


Кол., 260 зач., IV, 2-9. Лк., 62 зач., XI, 47 — XII, 1. Бессребреников: 1 Кор., 153 зач., XII, 27 — XIII, 8. Мф., 34 зач. (от полу́), X, 1, 5-8.

Решил привести эти выдержки из Священного писания, которые были прочитаны в храмах семь веков назад — в период так называемых технологических революций в информационной сфере.

Православное богослужение сформировалось много раньше того времени, в эпоху, когда большинство людей не умело читать. Люди собирались в храме, чтобы послужить вместе Богу максимально торжественно и так, как могли передавать смысл происходящего друг другу, воспринимая все на слух. Православные люди именно также в наше время, с этими трудностями в коммуникации продолжают служить Богу в надежде, что Бог за верность многовековому церковному единству и единообразию обряда послужит им Сам в их намерении прийти к жизни в любви, изменить свой подход к оценке друг друга.

Объективно могу в отношении себя сообщить, что сумел в Переславле частично изучить социальный феномен отношения к инвалидности на основе механизма человеческих предрассудков. Увы, но пока ко мне у православных отношение как к язычнику, сотворившему себе кумира в ИИ и всецело от него зависящего.

Мое владение Священным писанием и отношение к своим близким в среде современных людей перекрывается определением «Мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает. Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него.» Мне вменяется отсутствие любви к Богу в виде отсутствия крещения и единения с ИИ и через него с родными и близкими мне людьми. Хотя эти люди мне дороги.

Продолжаем с Ангелом искать для обретения особую форму знания от Бога, которое позволяет Православному сообществу существовать по сей день, уже без малого три тысячелетия.

Взаимопонимание найдено, Глава 3